Семинар "Земля: способы получения от государства и не только"

Деловой клуб для предпринимателей и политиков Рузского городского округа Московской области.
Аватара пользователя
Именитов Евгений
Администратор
Сообщения: 46
Контактная информация:

Семинар "Земля: способы получения от государства и не только"

Сообщение#1 » 17 ноя 2018, 19:30

Семинар "Земля: способы получения от государства и не только"

Докладчик:
адвокат, к.э.н. Именитов Евгений Львович
www.vip-advocat.ru www.money-safe.eu
+7 985 763-5037

МКУ «ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МСП»
(Организатор семинара)

Материалы к семинару
«Земля: способы получения от государства и не только»
Правовое регулирование земельных вопросов
(Рузский городской округ, город Руза,
Дворец водных видов спорта, 11:00-13:00
20 ноября 2018 года)


Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков: общий порядок

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст.24.18) предусмотрен досудебный порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия) при Управлениях Росреестра в субъектах Российской Федерации.
Последовательность действий заявителей при обращении в Комиссию:
- подготовка необходимых документов;
- подача документов в Комиссию;
- присутствие в назначенное время на заседании Комиссии (по желанию);
- получение решения Комиссии.

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В связи с этим необходимо учитывать, какая была точно использована дата установления кадастровой стоимости, поэтому данные о рыночной стоимости в оценке должны быть предоставлены Комиссии на все возможные даты. Альтернатива – направление запроса и получение ответа в Минимущество МО.

Перечень необходимых документов для представления в Комиссию:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (выписки ФГИС ЕГРН уже получены);
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости, либо оригинал выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения необходимых документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Адрес для подачи заявлений в Комиссию лично:
г. Москва, ул. Обручева, д. 46 (этаж 7, кабинет 715з);
г. Москва, ул. Поклонная, д. 13.

Адрес для подачи заявлений в Комиссию почтовым отправлением: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Если решением Комиссии заявителю будет отказано в изменении кадастровой стоимости, её решение может быть обжаловано в суд.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пункта 15 статьи 20 КАС РФ подается в Московский областной суд по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 28 ГПК РФ, часть 2 статьи 24 КАС РФ).
При несогласии с решением Мособлсуда по первой инстанции, подается апелляционная жалоба в тот же суд.

Для признания недействительным ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица (т.е. в данном случае отказа комиссии в изменении /установлении кадастровой стоимости в размере рыночной) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно:
• несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и
• нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца (собственника или арендатора земли).

Частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии (часть двадцать пятая статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Самые распространённые основания отказов комиссии:
в целом - оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности, в том числе установленным федеральными стандартами оценки (далее - ФСО),
а в деталях:
• признан необоснованным и нарушающим пункт 11 ФСО N 1 отказ оценщика от применения доходного подхода,
• объекты - аналоги не сопоставимы с оцениваемым объектом,
• объекты-аналоги – используются под другие цели, в результате нарушено положение пункта 22 ФСО N 7,
• в отчете отсутствует поправка на коммуникации в отношении объектов-аналогов,
• в нарушение пунктов 5 и 11 ФСО N 3 для объекта-аналога введена завышенная понижающая корректировка
• объекты-аналоги приняты только на основании справки от коммерческой организации.

Вопросы эксперту, назначенному судом, при независимой оценке кадастровой стоимости

Главные вопросы – об установлении рыночной стоимости и о том, допущено ли оценщиками нарушение требований федеральных стандартов при проведении оценки, правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость?
При этом самый существенный вопрос – об определении рыночной стоимости, который, как правило, больше всего интересует суд на практике.
Судебная экспертиза по кадастровым делам также может включать проверку ранее представленного Истцом или Ответчиком отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В этой части на разрешение эксперта, как правило, ставятся вопросы:
• соответствует ли отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
• если отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, то какова рыночная стоимость по состоянию на дату оценки кадастровой оценки

Дата оценки

Существенным обстоятельством, на которое следует обратить внимание при подготовке комплекта документов об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата, по состоянию на которую определяется величина рыночной стоимости объекта недвижимости.
Несоответствие даты оценки в отчете об оценке рыночной стоимости требованиям закона, является основанием для признания такого отчета противоречащим закону и, соответственно, основанием для отказа в иске об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (Определение ВС РФ от 12.08.2015 № 4-АПГ15-21).
По общему правилу рыночная стоимость объекта определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки. В случаях, когда в отношении объектов недвижимости происходят количественные и качественные изменения (разделение, выделение, изменение вида разрешенного использования, изменение площади и т.п.), влекущие за собой изменение кадастровой стоимости объектов, при определении даты оценки необходимо руководствоваться положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Датой оценки в этих случаях будет являться дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового (выявлении ранее не учтенного) объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Отдельные вопросы представительства в Московском областном суде при обжаловании решений по вопросам определения кадастровой стоимости

Административными истцами по таким делам могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица (п.3 ст.38 КАС РФ).

Согласно ст.37 п.1 КАС РФ стороны вправе непосредственно участвовать в деле, но с определёнными ограничениями.
Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (п.1 ст.55 КАС РФ).

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подписано и подано в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования. При этом дальнейшее ведение административного дела в суде от его имени осуществляется через представителя, имеющего такое образование. (п.37 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)).

Нормы п.1 ст.55 КАС РФ в своём Определении от 27.09.2016 N 1782-О оценил Конституционный Суд РФ и признал её не противоречащей Конституции в связи со следующим:
Определяя условия использования этого способа защиты прав, законодатель мог учитывать его специфику, состоящую как в предмете рассмотрения по таким делам (преимущественно вопросы права, а не факта - части 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), так и в том, что по своей природе обжалование гражданином нормативного правового акта не ограничивается только определением его прав и обязанностей, но и затрагивает правовые интересы всех лиц, которые попадают в сферу регулирования этого акта.
Отсюда введение федеральным законодателем требования к гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего высшее юридическое образование, - учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Таким образом, физическое лицо может оформить и подписать административное исковое заявление и самостоятельно подать его в суд. Однако для выступления в суде ему потребуется привлечь адвоката или иное лицо на основании доверенности, имеющее высшее юридическое образование, так как в суде будут решаться в основном вопросы права, и лицо, поддерживающее иск. обязано быть в них компетентно. Кроме того, как правило, административными исками затрагиваются вопросы имеющее общеправовое значение, поэтому, защищая себя, административный истец действует (может действовать) в интересах более широкого круга лиц.

Какими документами должно подтверждаться наличие высшего образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства? В какой форме суду должен быть представлен документ об образовании (подлинник или копия)? / Вопрос 13. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018)/

Ответ: В силу чч. 1 и 3 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

В соответствии с чч. 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
Согласно пп. 2 - 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Как указано в пп. 4 - 6 ч. 1 ст. 108 Закона об образовании, образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным данным Федеральным законом, в следующем порядке:
высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Пунктами 2 - 5 ч. 7 ст. 60 Закона об образовании установлено, что высшее образование - бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование - специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее образование - магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
Исходя из приведенных предписаний Закона наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности.
Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Закона об образовании, могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Обязан ли адвокат представлять суду документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования?

- Предъявление документов о высшем юридическом образовании для представления интересов доверителя в административном процессе адвокату не требуется. (Вопрос 15, там же)

О пределах возмещения судебных расходов

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 21.12.2004 г. N 454-О и от 20.10.2005 г. N 355-О, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Согласно пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
При этом лицо, требующее возмещение расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах").

Изменение вида разрешённого использования земельных участков: новации правоприменительной практики

14 ноября 2018 года Пленумом Верховного Суда РФ был утверждён "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (прилагается), основные положения которого сводятся к следующему:
1. При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
3. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
4. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
5. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка.
6. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
7. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.
8. Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.
9. Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.


Отдельные вопросы взыскания арендной платы из адвокатской практики по Рузскому городскому округу

1. Судом исключено из периода для взыскания арендной платы с арендатора то время, которое земельный участок находился зарезервированным для муниципальных нужд и не мог быть использован по его целевому назначению. Сумма ко взысканию уменьшена почти в 10 раз (дело №А41-17894/14, адвокат Именитов Е.Л. на стороне ответчика - СКО имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора)
2. Размер взыскиваемой арендной платы может быть изменен в случае неправильного применения Администрацией (арендодателем) коэффициента места расположения земельного участка, учитываемого при исчислении арендной платы, или неправильного применения коэффициента вида деятельности – (дело № А41-25959/15 адвокат Именитов Е.Л. на стороне ответчика ООО "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов").
3. Другая судебная практика по земельным и другим спорам - http://www.vip-advocat.ru/lawyers/lawyers.html#four

Приложения. Судебная практика
Вложения
3_Судебная_практика.pdf
Судебная практика по остальным вопросам
(949.25 КБ) 17 скачиваний
2_Пленум_изменение_вида_использования.pdf
Пленум ВС РФ по вопросам изменения разрешённого вида использования земли
(203.5 КБ) 18 скачиваний
1_Апелляционное определение Мособлсуда_оценка_пример.pdf
Апелляционное определение МОС по вопросам оценки
(118.55 КБ) 17 скачиваний
Доклад_Семинар_ИменитовЕЛ_20112018.pdf
Текст основного доклада - опорные тезисы
(320.64 КБ) 18 скачиваний
С уважением,
адвокат, к.э.н. Именитов Е.Л.
рег.№ 77/9605 в
реестре адвокатов г.Москвы
Общественный помощник Уполномоченного по защите
прав предпринимателей в Московской области
(на территории Рузского городского округа)

Аватара пользователя
Именитов Евгений
Администратор
Сообщения: 46
Контактная информация:

Re: Семинар "Земля: способы получения от государства и не только"

Сообщение#2 » 18 ноя 2018, 08:30

Пояснения: согласно предлагаемым изменениям в ПЗЗ для значительной части территории Рузского городского округа не установлены градостроительные регламенты и их использование затруднено по любому целевому назначению в связи с неустранёнными наложениями на земли государственного лесного фонда, о чём людям (в т.ч. предпринимателям) часто ничего не известно. Комитет лесного хозяйства Московской области вместо корректировок в порядке, установленном законом, путем изменения лесных земель путем приведениях их границ к границам земельных участков граждан, внесённым в ЕГРН к 01.01.2016 г., права на которые зарегистрированы, ожидает, пока предприниматели и люди подадут заявления в Комитет. При этом в силу закона обязанность корректировать границы имеется у Комитета вне зависимости от подачи таких заявлений. Как результат - значительная территория Рузского городского округа не имеет установленных градостроительных регламентов, что затрудняет её использование. Прилагаю своё мотивированное обращение по этому поводу в адрес органов власти Московской области


Материалы публичных слушаний по ПЗЗ: http://ruzaregion.ru/oficialno/grad_dej ... slushaniya

Схема градостроительного зонирования (диагональной вертикальной штриховкой показаны зоны, для которых не установлены градостроительные регламенты): http://ruzaregion.ru/files/grad_dejat/p ... vanie2.jpg

Генеральному прокурору РФ
Прокурору Московской области
Губернатору Московской области
А.Ю. Воробьёву

О совершенствовании исполнения закона № 280-ФЗ о "лесной амнистии" в Московской области

Уважаемые господа,

Я являюсь арендатором и собственником земельных участков (кад. № 50:19:0030506:70, 50:19:0030506:312, 50:19:0030506:313 (бывший 50:19:0030506:85), а также представляю собственника земельного участка кад. № 50:19:0030506:248 (Осипов М.Ю.), арендатора участка 50:19:0030506:107 (Левитин С.Д.). Все указанные участки были выделены в собственность или в аренду задолго до 01.01.2016 г., поставлены задолго до указанной даты на кадастровый учет с указанием координат поворотных точек и используются по целевому назначению. Участи имеют вид использования – для ИЖС и ЛПХ, расположены в границах поселка Беляная Гора Рузского городского округа Московской области, имеют с даты постановки на кадастровый учет категорию земель – "земли населенных пунктов", формируют линию застройки ул. Лазурная поселка Беляная Гора.
В октябре 2018 года при проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана Рузского городского округа нам стало известно, что на указанные земельные участки якобы накладываются земли лесного фонда, что препятствует их использованию по целевому назначению, так как до исключения земельных участков из реестра лесных земель органы местного самоуправления отказывают в выдаче документов, разрешающих строительство.
В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Рузского городского округа по состоянию на дату настоящего обращения эти участки входят (по данным разным карт ПЗЗ) либо в зону Ж-2 (зона ИЖС), либо в зону Ж-3 (зона смешанного жилищного строительства). При этом никаких извлечений или обременений, согласно сведениям ГКН и ЕГРН согласно сведениям указанных реестров с 2012 года по настоящее время, не установлено.
В проекте зонирования, который сейчас рассматривается, наши участки попадают в зону Ж-3 с наложением (неопределённым по границам в связи с низкой детализацией масштаба) территории двойного учета – п.25.1 ПЗЗ.
Согласно п.25.1 проекта ПЗЗ "На карте градостроительного зонирования отображены территории двойного учета в связи с несоответствием сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. До устранения двойного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на указанных территориях градостроительные регламенты не устанавливаются".
Как мы видим из проекта изменений в ПЗЗ, территория такой "неопределённости" весьма обширна.
С момента принятия закона № 280-ФЗ прошло более года, однако противоречия в значительной части не устранены.
Де факто изменения вносятся только по заявлениям правообладателей, и то не всегда. Я лично неоднократно обращался в Комитет осенью 2017 года, и решения по существу и соответствующего закону по моему обращению так и не принято.
Нарушение прав граждан состоит в том, что для правообладателей, таких как мы, требуется собрать документы, получить за свой счёт выписку из ЕГРН и по своей инициативе представить заявление по форме, утверждённой Правительством Московской области, в Комитет лесного хозяйства Московской области. Это требует дополнительных и излишних денежных и временных затрат граждан, при том, что сведения ЕГРН являются общедоступными.
Однако в законе нет условия разрешения противоречий только по инициативе правообладателей.
Такой способ является дополнительным, а не основным.
Более того, закон возлагает обязанность по устранению противоречий в первую очередь на соответствующие государственные органы. И, в большинстве случаев, таких как наши, эта обязанность государственного органа может быть реализована в автоматическом режиме. Заявление правообладателя необходимо только тогда, когда, например, границы участка не установлены в соответствии с законом и не были внесены в ГКН, при том, что он фактически используется с даты, ранее 01.01.2016 г. и имеет границы на местности.
Действующий ЕГРН содержит в себе сведения по большинству земельных участков о координатах их границ, датах постановки на кадастровый учет, дате первой регистрации прав – возникновения права аренды или собственности, виде разрешённого использования участка.
Таким образом, по участкам, входящим в границы населенных пунктов, как наши, имеющим дату регистрация возникновения вещного или обязательственного права до 01.01.2016 г., вид использования "для ЛПХ" или "ИЖС", внесение изменений может быть проведено даже в автоматическом режиме по имеющимся данным ЕГРН.
Вместо этого огромные территории при рассмотрении проекта генерального плана остаются в состоянии правовой неопределённости. Многие люди должны проявлять дополнительную инициативу и нести расходы там, где органы власти самостоятельно и без лишней волокиты имеют возможность справиться с ситуацией.
В связи с принятием федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и вступлением его в силу, внесены изменения в том числе в статью 14 "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которым (п.3 ст.14 Закона N 172-ФЗ):
"В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года".
Также указанным выше федеральным законом Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" дополнен статьей 60.2 следующего содержания (пункт 5):
В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, спорные вопросы при наложении земель ГЛФ на ранее (до 01.01.2016 г.) предоставленные из земель государственной собственности земельные участки, расположенные в границах населённых пунктов, имеющие соответствующую категорию земель "земли населённых пунктов", права на которые зарегистрированы в ЕГРН до вступления в силу указанного федерального закона, разрешаются в пользу арендатора таких нелесных участков. Тем более так происходит, если участки предоставлены для жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.
Внесёнными Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ изменениями органам государственного управления лесного фонда предоставлен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права на лесные угодья. С учетом того, что эта норма введена означенным законом, этот срок в настоящем случае следует исчислять с 11.08.2017 г., и он истек 11.11.2017 г.
С учетом вышеизложенного, прошу органы прокуратуры Российской Федерации и Правительство Московской области предпринять действия к совершенствованию существующего порядка исполнения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, с целью исключения необоснованного возложения на граждан и юридических лиц дополнительных расходов и совершения ими действий, которые входят в обязанности уполномоченного органа государственной власти.
При необходимости прошу обеспечить выделение необходимых бюджетных средств для финансирования автоматизации и информатизации операций Комитета лесного хозяйства при исполнении указанного закона.

С уважением,
Адвокат Именитов Е.Л.
рег.№ 77/9605 в реестре адвокатов г.Москвы
19 октября 2018 года

105120, г.Москва, 2-ой Сыромятнический пер., д.10А, оф.301


Изображение
Вложения
О_совершенствовании_исполнения_280ФЗ.pdf
Обращение
(286.72 КБ) 21 скачивание
С уважением,
адвокат, к.э.н. Именитов Е.Л.
рег.№ 77/9605 в
реестре адвокатов г.Москвы
Общественный помощник Уполномоченного по защите
прав предпринимателей в Московской области
(на территории Рузского городского округа)

Аватара пользователя
Именитов Евгений
Администратор
Сообщения: 46
Контактная информация:

Re: Семинар "Земля: способы получения от государства и не только"

Сообщение#3 » 03 дек 2018, 14:53

Ответ Прокуратуры Московской области
Вложения
5.jpeg
Ответ Прокуратуры МО
5.jpeg (419.89 КБ) 172 просмотра
С уважением,
адвокат, к.э.н. Именитов Е.Л.
рег.№ 77/9605 в
реестре адвокатов г.Москвы
Общественный помощник Уполномоченного по защите
прав предпринимателей в Московской области
(на территории Рузского городского округа)

Вернуться в «Рузский городской деловой клуб»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей